Наука и инновации                                                                                             

Гранты и конкурсы

Победитель Открытых международных студенческих Интернет-олимпиад 2014

 

Общая информация
09.03.2011 13:03

Начало системы народного образования Советской России связано с окончанием Гражданской войны, что, как известно, не означало выхода из кризиса. Наоборот, кризис нарастал и разрушенной стране угрожал всеобщий голод. И в это критическое время не только руководство страны, регионов, но и рядовые граждане не считали своей единственной целью выживание, восстановление страны. Задачи социалистической модернизации и необходимость воспитания молодёжи, способной быть наследницей революционных завоеваний и преобразований, объективно предопределили особое внимание к системе народного образования. Фактически речь шла о создании новой образовательной системы, так как старая была не только серьёзно подорвана за годы общественных потрясений, но и не могла выполнить масштабные задачи, выдвинутые на первый план очередным этапом научно-технического прогресса. К тому же абсолютное большинство населения не умело читать и писать, а восстанавливаемое и строящееся народное хозяйство испытывало растущий дефицит в современных специалистах.

В этих условиях важными факторами утверждения нового становились консолидация интеллектуального сообщества, его творческий подход к решению актуальных проблем. Энтузиазм созидания, вера в неизбежность лучшей доли для  молодёжи в скором будущем подталкивали тех, кто недавно участвовал в войнах и революционных событиях, на творческий подвиг. Пожалуй, более всего он был востребован на российских окраинах, где царили разруха и натуральный обмен, а народное образование находилось в зачаточном состоянии. Например, в Калмыкии, где основная масса населения вела кочевой и полуоседлый образ жизни, до революции не было ни одной  средней школы - ни классических гимназий, ни реальных училищ. Начальную массовую школу представляли различные формы народных школ, в основном и с большим трудом справившихся с миссией ликвидации неграмотности. Людей с профессиональным образованием можно было посчитать на пальцах.

Обитатели Калмыцкой степи также были охвачены аналогичными настроениями. Их особенно высокий накал объяснялся приобретением статуса национальной автономии, что воспринималось как самый важный, надёжный фактор успешности социокультурных приобретений. Именно поэтому с первым Общекалмыцким съездом Советов (с. Чилгир, июль 1920 г.) связана не только история провозглашения национально-государственного суверенитета, но и единогласного, единодушного одобрения делегатами проекта образовательной реформы, предложенной В.П. Порохом - заведующим Коллегией калмыцкого отдела народного образования и включавшей перспективную задачу разработки и реализации идеи Калмыцкого Народного Университета. Делегаты съезда отводили университету миссию «центра объединяющего и направляющего научно-культурную работу в степи».

Проект В.П. Пороха в качестве базовой основы новой системы образования предусматривал сохранение массовой народной школы. Профессиональную подготовку предполагалось возложить на первых порах только на средние учебные заведения. В недалёком будущем, лет через 10-20, образовательная система должна была окончательно оформиться с открытием и функционированием Калмыцкого Народного Университета.

При выработке проекта, в частности в осуществлении его последней части, автор рассчитывал не только на чрезвычайно узкий слой калмыцкой интеллигенции, но и на кадры русских учёных, которые работали в Астрахани (Астрахань была калмыцким областным центром до 1927 года) и Калмыкии. Среди первых выделялись врачи У. Душан, С.-Г. Хадылов и Н. Очиров (юрист и востоковед). Носителями специальных научных и педагогических знаний, практиками высшей школы были историк, профессор Н.П. Пальмов, археолог и историк С.Р. Залкинд, учёный-аграрник, профессор С.В. Паращук, будущий первый ректор нынешнего Астраханского государственного университета. Кроме этого, предполагалось проведение занятий в университете приглашёнными преподавателями, то есть использование «вахтового» метода, который, как известно, достаточно широко использовался в 70-е годы, при открытии Калмыцкого пединститута и Калмыцкого государственного университета.

Начало практической реализации проекта принадлежит исполкому Советов Калмыцкой автономной области, в первую очередь его председателю А.Ч. Чапчаеву, профессиональному учителю. Руководители области осознавали, что в первую очередь необходимо решать задачи восстановления и наращивания сельскохозяйственного производства, как основной отрасли народного хозяйства, что невозможно осуществить без подготовки специальных кадров. С другой стороны, отсутствие учителей в условиях безграмотности населения могло свести все усилия в этом плане к минимуму успеха.

Уже осенью 1920 г., не дожидаясь формального решения в Москве вопроса об открытии в Калмыкии средних специальных учебных заведений, Исполком, при активном участии Облоно и областного земельного отдела организовал краткосрочные сельскохозяйственные курсы в Башанте и аналогичные педагогические курсы в Астрахани. Буквально на следующий год, в сентябре 1921 г.,  на их базе открылся Башантинский сельхозтехникум (имени Ф.Г. Попова) и Калмыцкий педтехникум (имени Х.Б. Канукова). Их выпускники стали пополнять ряды производственной и управленческой интеллигенции, учителей, а также абитуриентов столичных и иных советских вузов. Однако число последних было настолько мало, что открытое в 1929 г. при Саратовском государственном университете им. Чернышевского Калмыцкое отделение при запланированных 20 вакансиях студенческих мест приняло первоначально только 10 человек. Полный набор это отделение осуществило в 1930/31 учебном году. И это несмотря на то, что первая общеобразовательная средняя школа в Элисте была открыта также в этом году! Именно из этих двух наборов и вышли чуть ли не все знаменитости довоенной Калмыкии: Бата Бадмаев, Борис Болдырев, Николай Ташнинов, Иван Мацаков, Босхомджи Санджиев, Санджи Каляев, Дорджи Павлов, Бембя Муниев, Лиджи Сельвин, Константин Эрендженов и многие другие.

Начиная с этого времени и вплоть до 1943 года республиканская высшая школа демонстрировала тенденцию роста. В 1931-1933 годы действовало Калмыцкое отделение в составе специального Педагогического института им. А.С. Бубнова в Саратове, в 1933 - 1937 годы - Калмыцкий факультет в Астраханском пединституте им. С.М. Кирова, в 1938 - 1943 годы - Калмыцкий учительский институт в Астрахани и, наконец, в 1939 - 1943 годы - Калмыцкий педагогический институт в Астрахани. Оба института располагались в одном из лучших и красивейших зданий этой областной столицы по улице Чернышевского, 14, где ныне размещается её мэрия. Уже в 1936 году среди учителей было 81 - с высшим образованием, 34 - незаконченным высшим. Однако около 400 человек продолжали работать в школе, имея начальное образование. Они пополняли группы заочного обучения в пединституте. В 1939/1940 учебном году на четырёх факультетах этих институтов обучалось 379 студентов. Иначе говоря, если 1920 год - год проявления всеобщей воли и решительности в истории новой системы образования в Калмыкии, органической частью которой должен был стать Калмыцкий Народный Университет, то 1929 год - год фактического начала и поиска форм организации высшей школы нашей республики.

В феврале 1956 г. состоялся ХХ съезд КПСС, сыгравший значительную роль в истории нашей страны. Он стал вершиной процесса десталинизации, так как предложил программу модернизации советской авторитарной системы: укрепление её за счёт частичной демократизации и прекращения политики тотального контроля. В 1957-1958 годы была восстановлена национальная автономия народов, ликвидированная в годы войны. Калмыцкий народ получил возможность вернуться на свою землю. Ему предстояла большая, сложная и трудная деятельность по возрождению республики, её дальнейшему  развитию. Великая Отечественная война и депортация народа привели к потере достигнутых успехов во всех сферах его жизни, включая резкое сокращение количества квалифицированных специалистов довоенных выпусков. Особенно остро стояла проблема обеспечения школ учителями. Среди 70 тыс. человек, вернувшихся из ссылки, большую часть составляли дети школьного возраста. Наличествующие школы ни числом своим, ни кадрами учителей не могли справиться с задачей обучения и воспитания учащихся, количество которых в одночасье возросло в несколько раз.

Крайняя необходимость кадров учителей вновь выдвинула проблему высшей школы. В первые восстановительные годы республика решала вопрос дефицита кадров учителей, осуществляя их целенаправленную подготовку в Калмыцком отделении при Ставропольском пединституте, а также за счёт привлечения выпускников Ростовского, Астраханского, Саратовского и других пединститутов. Второй путь тут же выявил существенный недостаток - каждый десятый молодой учитель, отработав 1-2 года, покидал своё рабочее место.

Калмыцкое отделение при Ставропольском пединституте открылось осенью 1957 года и являлось структурным подразделением его филологического факультета. В  нём обучалась калмыцкая молодёжь, которая по окончании института получала две специальности - преподавателей как русского, так и калмыцкого языка в общеобразовательных школах. Руководил отделением бывший директор Калмыцкого пединститута кандидат филологических наук доцент Б.Б. Бадмаев. В качестве преподавателей работали крупные специалисты по калмыцкому языку и литературе профессор Б.К. Пашков, доценты С.К. Каляев, У.У. Очиров, М.М. Мацаков, А.Ш. Кичиков, Д.А. Павлов, Ц.Д. Муниев, У.Д. Номинханов, И.К. Илишкин и другие. Высокий научно-методический уровень учебному процессу обеспечивало также приглашение для проведения занятий учёных-монголоведов из Москвы - профессоров Т.А. Бартагаева, Г.Д. Санжиева, Б.С. Тодаевой  и других. Иначе говоря, в 1957 году начался новый, восстановительный этап в истории высшей школы Калмыкии. Республика вновь оказалась перед необходимостью использовать материально-техническую базу и иную помощь своих соседей. Вышеназванное отделение стало первым очагом высшего образования восстанавливающейся республики. Оно сыграло положительную роль не только в подготовке национальных кадров, но и создании необходимых предпосылок для открытия Калмыцкого пединститута в столице республики.

Республика к середине 60-х годов достигла заметных успехов и в социально-экономическом, и в культурном развитии. Нужда в собственных учительских кадрах стала ощущаться еще острее, нехватка учителей иностранного языка, физики, химии, биологии, математики подталкивала руководство Калмыцкой АССР, лично Б.Б. Городовикова на постановку вопроса перед Москвой об организации на собственной территории педагогического института. Центр пошёл навстречу и в 1964 году был открыт Калмыцкий государственный педагогический институт в составе двух факультетов - филологического и физико-математического.

Ректором института был назначен Д.Д. Орлов - кандидат философских наук, работавший ранее доцентом Новочеркасского политехнического института. Он, бывший фронтовик, имел богатый довоенный опыт работы в вузах Сибири и Юга России. Д.Д. Орлов обладал всеми необходимыми личностными качествами, чтобы состояться в качестве руководителя нового института: его отличали талант организатора, демократичность, простота и доступность, доброжелательность. Уже в августе 1964 года вокруг него сложилась группа преподавателей и сотрудников, которая приняла на себя все тяготы по открытию института. Речь идёт о В.В. Зосимове, проректоре по учебной работе, его жене Е.Е. Букиной - кандидате психологических наук, назначенной заведующей кафедрой педагогики и психологии. Приняла приглашение работать и приехала из Астрахани доцент П.М. Микитенко. Из Ставрополя прибыли преподаватели - калмыки, работавшие в Калмыцком отделении. Легко и быстро вписался в этот деятельный коллектив недавно окончивший Академию общественных наук М.П. Иванов. В своих воспоминаниях Д.Д. Орлов позже подчеркивал, что «без шума и грома, без излишней суеты и дутой амбиции наш маленький дружный коллектив упорно преодолевал неизбежные при становлении всякого вуза трудности. Нам, в самом деле, пришлось начинать с нуля!».

Первый набор института состоял из 100 студентов. Студенческий коллектив пополнился также за счёт перевода студентов Калмыцкого отделения Ставропольского пединститута, деятельность которого была завершена. В 1966 году был открыт третий факультет - химико - биологический. Институт решал двуединую задачу - подготовка учителей высшей квалификации и развитие вузовской науки. За шесть лет институт стал полнокровным вузом. Им было подготовлено более 300 учителей русского и калмыцкого языков и литературы, математики, физики, химии и биологии. Безусловно, успехи руководства института, научно - педагогического и студенческого коллективов  в значительной степени были обусловлены постоянной помощью, заботой и поддержкой со стороны местных органов власти, в частности Калмыцкого обкома КПСС, его первого секретаря Б.Б. Городовикова, Совета Министров республики. Финансирование института, укрепление его материально - технической базы, кадров преподавателей осуществлялись правительством РСФСР, Министерством просвещения РСФСР как задачи приоритетные, имевшие важное государственное значение.  Ведущие вузы России, особенно Ставропольский пединститут и Ростовский госуниверситет, Ленинградская публичная библиотека им. Салтыкова - Щедрина и другие оказывали адресную и действенную помощь формирующемуся национально - государственному институту.

В конце 60-х - начале 70-х годов ХХ века в экономическом и культурном развитии Калмыцкой АССР наступает качественно новый этап. Наблюдается рост производительных сил, активно осваиваются недра, идёт интенсивное промышленное, сельскохозяйственное и жилищное строительство, расширяются экономические связи, увеличивается численность населения и т.д. Соответственно, увеличивается потребность не только в учительских кадрах высокой квалификации, но и специалистах народного хозяйства, его различных отраслей. Перспективы местного экономического развития воспринимались в единстве с современной наукой. К тому же подготовка учителей в местном пединституте, целевое обучение молодежи республики в иногородних вузах, т.е. за её пределами, явно не компенсировало кадрового дефицита.

15 апреля 1968 года благодаря «пробивным» способностям Б.Б. Городовикова состоялось постановление Совета Министров СССР об открытии Калмыцкого государственного университета. Уже через месяц, 14 мая, Совет Министров РСФСР обязал Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР и предписал руководству республики осуществить необходимую деятельность по организации на базе Калмыцкого пединститута в 1970 году Калмгосуниверситета. К началу года были определены структура университета, число факультетов, отделений, кафедр, лабораторий, утверждены штатное расписание, смета расходов на его содержание и план по труду на текущий год. Он стал одним из новых университетов в ряду других, открывшихся в 60-е - 70-е годы в СССР в союзных и автономных республиках. Советское государство исходило из задачи повышения роли университетов в системе высшей школы, возлагало в условиях, когда человечество вступило в новый этап научно - технической революции - компьютерный, оправданные надежды на них как на будущий центр «прорыва» в области культуры и науки на местах. Иначе говоря, понадобилось 50 лет для вызревания необходимых факторов и потребностей, мотивировавших необходимость и возможность строительства университета.

Калмгоуниверситету предстояло стать классическим университетом современного типа. В нём предполагалось сосредоточить научный потенциал, способный не только осуществлять выпуск и деятельность высококвалифицированных специалистов для многих отраслей общественной жизни, но и решать фундаментальные и прикладные научные проблемы.

Ключевое значение при становлении университета имел вопрос о том, кто его возглавит. Необходима была личность не только талантливая, отличающаяся чрезвычайно высокими организаторскими способностями, то есть натура романтическая, увлечённая, консолидирующая. В тоже время руководитель  должен был иметь авторитет и учёного, и функционера, то есть владеть широкими деловыми связями в Центре, в партийных и государственных ведомствах, а также опытом работы в столичных вузах. ЦК КПСС остановил свой выбор на Н.П. Красавченко, в прошлом - лидере московского комсомола. Калмыцкий университет стал для него основным делом жизни, любимым детищем. В памяти многонационального народа Калмыкии он занял место ректора-основателя. Для народа он - «наш Красавченко», который воспринимался как проводник идей, замыслов и подходов «нашего Басана Бадьминовича Городовикова» - личности по духовным качествам и свершениям легендарной, заслуги которого в открытии и развитии национального вуза переоценить невозможно. Калмыцкий университет смог состояться благодаря их творческому сотрудничеству и деловому партнёрству. Они к тому же осознавали, что расширение и укрепление связей с ведущими вузами страны, как подтверждала история высшей школы республики, - залог успеха. Перечень вузов, которые оказали действенную и разностороннюю помощь Калмыцкому университету, существенно вырос по сравнению с аналогичным по отношению к Калмпединституту. Особенно ощутимую помощь оказали Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинградский государственный университет, Ростовский и Кабардино-Балкарский университеты, Волгоградский и Ставропольский сельскохозяйственный институты, Пятигорский педагогический институт иностранных языков.

Калмыцкий государственный университет унаследовал от пединститута 3 факультета, 4-й - сельскохозяйственный - принял студентов с его открытием. В 70 - 80-е годы стали функционировать новые факультеты и другие подразделения. Гидромелиоративный факультет готовил кадры по двум специальностям: «Гидромелиорация» и «Механизация мелиоративных работ», педагогический факультет обеспечивал школы учителями труда и начального обучения. С 1979 года коллектив получил возможность пользоваться услугами санатория-профилактория. В 1991 году были открыты факультет калмыцкой филологии и истории, межотраслевой центр переподготовки и повышения квалификации специалистов народного хозяйства, аспирантура. Соответственно укреплялась материально-техническая база университета: введены в эксплуатацию новый учебно-лабораторный корпус, несколько студенческих общежитий, столовая, начато строительство малосемейного общежития для студентов, нового корпуса инженерного факультета и многое другое. Были налажены и расширены разносторонние научные связи с производством. Университет активно участвовал в процессе создания в регионе современной отраслевой структуры народно-хозяйственного комплекса, социально-культурной сферы. За 20 с небольшим лет университет существенно увеличил контингент обучающихся, направления их подготовки, перечень специальностей и квалификаций. Рост профессорско - преподавательского состава сопровождался значительным укреплением его качественных характеристик. Университетская жизнь стала во многом определяться новыми поколениями учёных.

Во второй половине 80-х годов ХХ века СССР явственно вступил в системный кризис, который углубился в начале 90-х и привёл к его распаду. Российская Федерация - новое суверенное государство на постсоветском пространстве вступила на путь радикальных преобразований, что предполагало демонтаж советских системообразующих начал и строительство новых, демократических. К сожалению, первое осуществлялось не только с неоправданной скоростью, но и с негативными последствиями, что, в свою очередь, умножало трудности перехода к новому. Система высшего образования была поставлена перед необходимостью решать в первую очередь задачу выживания. Калмыцкий государственный университет, несмотря на трудности, решал не только проблему сохранения собственного потенциала, но и внедрения новых форм, методов и технологий обучения, а также перспективных механизмом функционирования. В 1996 году была разработана, а затем стала реализовываться программа его перестройки и превращения в региональный центр образования, науки и культуры. В её основу вновь был положен принцип объединения усилий федерального центра и республиканских органов власти, профессорско-преподавательского коллектива, мобилизации их как факторов современного общества. Именно они были способны проявить волю и творческое начало в миссии сохранения единственного в республике государственно-национального вуза.

Таким образом, Калмыцкий государственный университет имеет собственную историю. Высшее образование республики своим началом обязано советской власти, которое видело в нём фактор, позволяющий на месте, в регионе адекватно ответить на вызовы времени. Каждый новый этап в развитии нашего университета связан с необходимостью реализации им миссии социокультурного обновления. Государственная поддержка, общественная востребованность, подвижничество, способность к подвигу творческого сообщества, принцип непосредственной и опосредованной связи и взаимодействия с конкретными людьми, в первую очередь, с молодёжью, верность призванию обеспечивать общественный прогресс динамично развивающемуся сложному этнокультурному социуму - вот те только немногие составляющие, которые обеспечили и обеспечивают жизненные силы нашего университета.

 
© 2017, Калмыцкий государственный университет
Разработка сайта: « Студия Ра », Дизайн сайта: « Рудиз » Сектор поддержки сайта КалмГУ тел.: 8(84722)4-51-05
Яндекс.Метрика