Наука и инновации                                                                                             

Гранты и конкурсы

 

 

На ФУМО по УГСН «Физика и астрономия»
28.05.2019 08:35

В мае этого года мне удалось принять участие в работе Пленума ФУМО по УГСН «Физика и астрономия», который проходил на базе Национального исследовательского Томского государственного университета. Соглашусь, это далеко, и дорога не прямая, но в свете подготовки к государственной аккредитации ВУЗа такая поездка была важна мне как декану факультета. Появилась хорошая возможность встретиться с коллегами, обсудить некоторые моменты перехода на новые стандарты, изменений требований к реализации учебных планов.

            Пленум начался с приветствия ректора ТГУ Галажинского Э.В.. Город Томск известен как кузница физиков. В годы создания физического факультета Калмыцкого госуниверситета неоценимый вклад в развитие физического образования внесли преподаватели, приехавшие в Калмыкию из далекого Томска. Среди них доценты Павлов С.Д., Шаповалов В.Н.. Город небольшой, но каждый четвертый житель является студентом. ВУЗ насчитывает 16 тысяч студентов, 5.5 тысяч сотрудников. Томский госуниверситет входит в Топ -300, занимая 277 место. С сентября 2019г ВУЗ по 65 направлениям перевел подготовку на  самостоятельные образовательные программы, активно вводятся Автономные образовательные программы САЕ. Перед нами выступили сотрудники ТГУ, реализующие различные проекты, получившие поддержку РФФИ. Особый интерес у меня вызвал «Адаптивный курс математики». Несомненно, вызывает много вопросов предлагаемая он-лайн платформа, т.н. цифровой репетитор, который представлен как технология индивидуализации обучения студентов и абитуриентов с целью выравнивания уровня владения математикой. На основе диагностики (входного теста) определяется автоподбор задач в соответствии с выявленными пробелами. Другой проект меня удивил возможностью дополнить профориентационную работу. Томский госуниверситет реализует проект по поиску и привлечению абитуриентов на основе цифрового следа. Программа анализирует тысячи профилей в соцсети, определяет склонность школьников к естественным, гуманитарным и точным наукам, приглашает кандидатов в вуз через личные сообщения, формирует в соцсети интерес к программам вуза. В рамках знакомства с ТГУ нам провели экскурсию в научную библиотеку. Она занимает третье место в стране по организации работы. Информационные технологии здесь используются очень эффективно. Студенты заказывают себе литературу в сети, могут забронировать отдельные кабины для работы. Библиотека функционирует с небольшим коллективом сотрудников, многое механизировано. Подача литературы идет по конвейерам. Позабавила комната для занятий, где расположены матрасы для отдыха, студенты имеют возможность в непринужденной обстановке здесь заниматься, им выдаются ноутбуки. Есть отдельная комната для приема пищи. Библиотека работает и по ночам, но в этом случае студент заранее  бронирует литературу, место в комнате. Есть отдельная комната презентаций для  группы студентов.

            Цифровое образование все чаще стали использовать вместо классического преподавания. Директор института Уральского Федерального университета рассказал об апробировании экзамена для бакалавров, аналога ЕГЭ, при поступлении в магистратуру. При этом разрешается сдача экзамена дистанционно в условиях жесткого контроля. Вероятно, это нововведение может стать обязательным.

            Участие в подготовке кадров для цифровой экономики на физических направлениях также было обсуждено на Пленуме. Ресурсов образовательных учреждений не хватит для резкого увеличения студентов по востребованным направлениям обучения для цифровизации страны. Принято решение о привлечении смежных УГСН. Учет новых профстандартов в образовательной программе «Физика» может привести к увеличению контрольных цифр приема, росту привлекательности для абитуриентов.

            О внутренней независимой оценке качества образования в СПбГУ рассказал проректор Микушев В.М.. Будучи федеральным экспертом, он мог компетентно ответить на наши вопросы. Я смогла получить некоторую консультацию по интересующим меня вопросам. Также крайне важны были обсуждения с деканами, факультеты которых совсем недавно прошли аккредитацию. При этом есть хорошая возможность обсудить академическую мобильность наших студентов, выполнение 30% поступления бакалавров других ВУЗов на наши магистерские программы.

            Как и ожидалось, впечатлений от участия в Пленуме ФУМО много. Необходимо время для анализа услышанного и увиденного. Считаю, что участвовать работе заседаний ФУМО очень важно и нужно. Только так мы сможем получить своевременную информацию для дальнейшей работы на факультете.

 

 

Декан ФМФИТ Сумьянова Е.В.

          

 
Яндекс.Метрика